Толерантность по-нашему

Сегодня православный человек стоит перед множеством вызовов времени. Среди прочих – аксиологический. В современном обществе по-новому расставляются приоритеты и провозглашаются ценности, наименования которых то смущают, то очаровывают, то пугают, а иногда, просто вводят человека в заблуждение.

В последние годы мы часто слышим о необходимости быть толерантными, о том, что толерантность – чуть ли ни добродетель. Со стороны консервативного крыла церковной общественности, протестующего против любых новых веяний, отстаивающих традиционные уклад и ценности мы всё больше слышим тревожный набат, мол – «нас призывают стать нравственными либералами и духовными «терпилами», размывшими в своем сознании все религиозные, национальные, культурные и нравственные границы». Если вдуматься, они не так уж далеки от истины. Часто толерантным называется поведение, которое следовало бы именовать безразличием или «теплохладностью», отсутствие воли давать четкую нравственную оценку тем или иным процессам, действиям или конкретной личности. Не редко под толерантностью кроется трусливый – конъюнктурный отказ обличать порок, бороться с несправедливостью, отстаивать свои убеждения. Всё это, конечно же, очень плохо и не может быть принципом жизни православного христианина.

Однако, и противоположная позиция тоже опасна. Не всякому пылкому сердцу под силу подвиг Пророка Иеремии. Очень тяжело обличая и критикуя, осуждая пороки личности и общества, сохранить в душе Любовь – первую и главнейшую заповедь. Антитолерантность (национальная и духовная ксенофобия), если становится основной позой в отношении иноверцев, иноплеменников, представителей иной культуры неминуемо образует в носителе сектантское сознание. Право на жизнь, спасение в христианском смысле для ВСЕХ «инаковых» отменяется. Им просто нельзя БЫТЬ. И логическим выводом из этого следует замыкание на собственной исключительности, узурпирование единоличного права на Царство Небесное и, конечно же, на земное. Ни о какой миссии в данном случае речь идти не может. Слова Христовы: «Идите, научите все народы (Мф. 28:19)» - просто нереализуемы.

Значит, как всегда, здесь необходимо искать серединный «Царский путь». И это путь христианской любви. Это кропотливый труд - забота о каждой душе, усердие в деле просвещения Светом Христовым всякого человека. Главной целью здесь является включение всех и каждого в Тело Христово – в Его Святую Церковь. Когда мы осознаем свою священную миссию на земле как проповедь Евангелия «всей твари», тогда проблема толерантности или антитолерантности просто отпадает сама собой. Весь вопрос сводится тогда к подбору миссионерской методики, языка и способов раскрытия Евангельских истин для разных людей. И разница культур, национальностей, языков, традиций делается всеобщим богатством, а не преградой между людьми, когда они все составляют одну Церковь.

Апостол Павел называет Церковь Христову и Её членов новым творением: «Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17)». Иисус Христос пришел в Мир «исполнить Закон»(Мф.5:17). Исполнением Закона является создание на земле Церкви, которой дарованы все необходимые к освящению людей благодатные средства. В Церкви Христовой человек может осуществить свою главную цель и призвание жизни – встретить Бога и быть Его чадом в Небесном Царствии.   

В посланиях к разным Церквам апостол Павел стремится раскрыть суть этого Нового творения – Церкви Христовой. В первую очередь нужно было дать понятия о человеке в Церкви и взаимоотношениях между христианами. В Ветхом Завете люди были строго разделены не только по сословному и религиозному признакам, но даже и по половому. Строгая иерархия человеческих взаимоотношений с детства воспитывалась в иудейском народе. Равенство людей никогда не было нормой для Ветхого Завета. Интересно, что в иудейской религии до сих пор есть древняя молитва, в которой человек благодарит Бога за то, что "Ты не сделал меня ни язычником, ни рабом, ни женщиной". 

Церковь Христова – эта новая семья, в которой каждый ее член брат и сестра друг другу. В этом «равенстве по благодати» и состоит «революционное» учение ап.Павла о человеке; и в этом же равенстве исполняется замысел Божий о человечестве вообще.

В послании к Галатам апостол Павел взял вышеупомянутую молитву и изменил ее: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:26-28).

В Церкви Христовой все прежние различия между человеком исчезли: ибо все облекшиеся во Христа - равны. Если мы все едины во Христе, мы также наследуем и обетование - и эту великую радость получают не за тщательное соблюдение закона, а верою во Христа и Его Церковь. Лишь одно может стереть навсегда острые различия между человеком и человеком: когда мы все станем соучастниками благодати Божией и все облечемся во Христа; вот тогда, и только тогда, мы все - одно. Не сила человеческая, а лишь любовь Божия может объединить разъединенный мир.

По учению апостола Павла, Церковь едина, потому что, будучи Телом Христовым, она скрепляет верующих единством веры, крещения, Евхаристии и причастия Святого Духа. Эти же основные признаки единства перечисляет Иоанн Златоуст в толковании на послания Коринфянам: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1 Кор 12,12-13). «Как тело и голова составляют одного человека, так и Церковь и Христос едино суть... Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело... Один Дух составил из нас одно тело и возродил нас, потому что не иным Духом крещен один, а иным другой. И не только крестивший нас (Дух) един, но и то, во что Он крестил, то есть для чего крестил, есть едино, так как мы крестились... для того, чтобы всем нам быть одним телом. Таким образом, и составивший нас един, и то, во что Он составил нас, едино...» (Златоуст беседа 30).



Расписание Богослужений
Записка
Вопрос батюшке
Помощь храму

Церковная помощь зависимым protivnarko.ru